Погребальные комплексы эпохи бронзы на территории Поволжья



Начиная с глубокой древности, идея о загробной жизни возникали и получали широкое распространение у разных племен и народов и c течением временя облекались в устоявшиеся формы и собирались, как в фокусе, в ведущих мировых религиях. Истоки основных положений этих религий уходят корнями в бесчисленные культи древних народов, и в учение культов племен позднего бронзового века лесостепного Поволжья стало возможным только благодаря работам археологов, которые в последние десятилетия открыли сотни интереснейших погребальных памятников.

В течение многих лет ученые вели спор по различным вопросам так называемой арийской проблемы, пытаясь решить когда, откуда и какими путями индоарийские племена пришли в Индию. Дискуссионным оставался вопрос о прародине ариев. К арийским народам относятся древние иранцы и древние индийцы - индоарии: они сами называли себя ариями, а области, где жили - "странами ариев". Данные сравнительного языкознания и других наук свидетельствуют о том, что некогда древние иранцы и древние индийцы жили вместе, образуя так называемую индоиранскую общность. Существуют древнейшие письменные памятники этих народов: "Авеста" у древних иранцев и "Ригведа" у древних индийцев. Многие годы археологи, открывая все новые и новые памятники позднего бронзового века на территории Восточной Европы, пытались сопоставить погребальные ритуалы этих комплексов с описанными в Ригведе и Авесте. Но только в последние десятилетия на территории Волго-Уральской лесостепи были открыты и исследованы уникальные могильники, в которых ученые увидели многочисленные ритуалы, вполне сопоставимые с описанными в "Ригведе" и "Авесте".

Эти могильники тянутся цепочкой от территории Казахстана до Дона по линии лесостепь-степь. В лесостепном Поволжье это Потаповский могильник на реке Сок и Утевский на реке Самаре, в Зауралье - могильник Синташта, на Дону - Власовский и Филатовский могильники. Именно в этих комплексах прослеживается истоки различия возвышенных религиозных течений Индии. Племена, оставившие эти памятники, сформировались в лесостепной зоне от Дона на западе до Ишима на востоке в середине II тыс. до н.э. на основе местных племен, живших на всех этих территориях в более раннее время. Это наиболее сложный и интересный период в истории населения лесостепного Поволжья, который можно сравнить с героическим временем в истории древней Греции. Затем в более позднее время племена древних индоиранцев разделились на две части, одна из которых осталась жить в лесостепном Поволжье, другая, наиболее воинственная, ушла в Индию и стала известна там под именем ариев.

Погребальные комплексы этих племен выглядели следующим образом. Могильники состояли из нескольких курганов. Под насыпями находились захоронения колесничих (обычно это центральная могила значительных размеров: длина до 3 м., ширина до 2 м., глубина до 1,5 м.); вокруг этой могилы по кольцу располагались остальные погребения. На подкурганных площадках и в центральных ямах были расчищены многочисленные жертвенники - целые скелеты или черепа и конечности лошадей, быков, коз, овец и целые скелеты собак. Центральная могила перекрыта накатниками, на которых горели погребальные костры. Дно могил выстилалось шкурами, на них укладывались умершие. Все они лежали позе спящего человека - на левом боку о ногами, согнутыми в коленях, и руками, согнутыми в локтях. В одной могиле могло быть до шести костяков, в ряде погребальных камер совершены ярусные захоронения; в засыпи верхней части ямы над основным погребением были расчищены расчлененные (без ноги, руки, черепа) костяки взрослых или костяки детей. В Потаповском могильнике обнаружено захоронение "человека-коня" - это возничий погребальной повозки с черепом лошади вместо черепа человека и скелетом ребенка в ногах. Около ребенка лежала флейта и скелет козленка.

Во всех могильных ямах обнаружен богатейшие инвентарь: медные копья, кинжалы, ножи, кремневые наконечники стрел (колчанные наборы), костяные орнаментированные псалии, золотые, серебряные и медные украшения и многочисленные керамические сосуды.

Изучение погребальных ритуалов данных могильников позволяет предположить, что эти комплексы отражают древнейшую религиозную систему индоиранцев. Для данной религии был характерен политеизм - почитание большого числа богов и божеств. Явления природы и божества, которым поклонялись, наделялись свойствами человека, его достоинствами и недостатками. Часто божество выступало в форме бога-животного, сохраняя при этом основную связь с явлениями природы. Бог Индра изображается как Бык, а бог Агни - как конь. К богам обращали гимны, богам приносили многочисленные жертвы. В гимнах просили богов даровать коров, победу в бою, хороший урожай и освободить от несчастий и бедствий. Божества как бы разделяются на три группы в связи с общим представлением древних арийцев о тройственном делении мира: небо, земля и пространство между землей и небом. Каждой из трех сфер соответствовали свои божества. К небесным богам относились бог солнца Сурья, богиня утренней зари Ушас и поддерживающий мировой порядок бог Варуна. Среди земных богов самым почитаемыми были бог огня Агни и бог опьяняющего напитка Сома. Божествам пространства между небом и землей считались бог грозы Рудра, бог ветра Вайю и могущественный титанический бог Индра.

Судя по изученным захоронениям, самой влиятельной была жреческая прослойка элиты. Именно жрецы при жизни руководили всеми ритуальными действиями и осуществляли контакты людей о божествами. Вероятнее всего, в это время уже существовала трансовая культура индоариев, которая получила затем ведущее место в религиях всех восточных народов, жрецы были главными носителями трансовых традиций, а также основными идеологами и хранителями культуры. Они широко использовали транс при воздействии на человека, руководствуясь тем, что все процессы в организме подчиняются мозгу, а ключом к мозгу человека является особая психотехника. Наиболее трансогенными свойствами обладал напиток сома. Сосуды для этого напитка ставились в жреческие захоронения. При помощь этого напитка жрец вводил себя в транс. Только после такой процедуры он мог принимать участие в обрядах и даже прорицать и предсказывать. Считалось, что сами боги говорят его голосом. Еще одна функция жрецов - лечебная. Им были известны особые секреты приготовления из трав лечебных напитков.

При совершении погребальных церемоний произносились священные стихи, причем читались они в определенном тональном звучании. Эти мистические, содержащие в себе силу и энергию богов звуки, имели иногда Форму коротких отдельных слов или целых фраз и даже целых песнопений. Часто именно над жреческими могилами на деревянных накатниках разжигались костры. Это великий Агни присутствовал при переходе умерших в потусторонний мир. Огонь помогал тонкому телу человека отделиться от плотного и соединиться с богами.

Иногда на сосудах, поставленных в могилу, наносились изображения змей и свастик. Это тоже атрибуты народов, знакомых с трансовыми воздействиями на человека. Это символы психоэнергии, которая, как свернувшаяся змея, находится в области солнечного сплетения человека. Поэтому в отдельных захоронениях на костяках в области грудной клетки фиксируются остатки тонких медных пластин, закрывавших область солнечного сплетения от внешних воздействий. "Свастика" - это символ раскручивающейся змеи - психоэнергетики, приходящей в действие. Эта энергия тесно связывалась с энергией солнца. Оно наделялось самыми сильными психоэнергетическими свойствами. Солнце называлось то конем, то колесом, то колесницей. Поэтому захоронения с колесницами часто находят рядом со жреческими.

Конь у индоариев наделялся сверхъестественными силами и способностью передавать бессмертие царю. Заклание коня подобало только лицам высших социальных рангов и совершалось царем или в его присутствии. Правого коня колесницы привязывали к столбу - символу древа жизни, увенчанному колесом - символом солнца, и убивая, отделяя голову и ноги. Это один из видов парциальной магии (часть равнозначна целому). Крылатый конь Агни служил посредником между небом и землей, он передавал жертвоприношения людей богам и препровождал души умерших в тонкие миры и в обители предков. Представление о трех сферах мироздания нашло яркое отражение в трехчастном делении общества на жрецов, воинов и рядовых общинников. Могилы рядовых общинников просты и сопровождаются практически только керамическими сосудами.

Судя по погребальному обряду и вещам, найденным в могилах, существовала определенная цветовая символика: красная краска (охра), которой засыпалось дно могильной ямы и умерший, а также металл - медь, золото, были атрибутом царских и воинских захоронений; белый цвет и серебро - жреческих. Возможно, функция царя и жреца в ряде случаев совмещались. В этих же погребениях находят маленькие костяные заполированные цилиндры. Возможно, это молитвенные мельницы, перебирая которые жрец произносил заклинания.

Древние арийцы верили, что бог Варуна владел всем небосклоном и объезжал его на колеснице. Он защитник мирового порядка и поэтому определяет движение светил и деяния людей. Он поддерживает землю, небеса и воздушное пространство, регулирует смену времен года. Варуна жестоко расправляется с грешниками, но прощает невинных и покаявшихся. В его образе фиксируются этические аспекты, получившие особое развитие в более поздних религиозно-философских системах Востока.

В отдельных захоронений позднего бронзового века ученые находят медные бляхи, на которые нанесен специфических орнамент. С достаточною долей вероятности можно предположить, что на некоторых из них изображено "древо жизни". Это древнейший символ космического порядка, осуществлявшего связь между человеком и богом. Это восходящий порядок, при котором низшее подчиняется высшему. Это религиозно-философское представление древних о полном соответствии микрокосмоса макрокосмосу четко доминирует и в наше время во всех ведущих религиях мира. Микрокосм (человек) устроен также и подчиняется такому же порядку, как вся вселенная. Человек обладает костной системой, которая соответствует минеральному миру. На костях укреплены мускулы, как растительность прикреплена к земле. Система кровообращения соответствует рекам и океанам, так как вода - кровь земли, которая питает растения. Дыхательная система соответствует воздуху. Нервная система соответствует солнцу. Действия каждого человека и всего космоса должны быть устремлены к соединению в высшем. "Древо жизни" изображаете перевернутым, потому что голова дерева - это его корни. Если ветки, листья, цветы и плоды не связаны с корнями (высшим духом), то дерево сохнет и умирает. Считалось, что по этой схеме сконструировано все во вселенной. Такое ведущее представление древних народа является основным и в современном христианстве: откровение Иаков о небесной иерархии, которая соединяет землю и небо.

В религиоведении допускается возможность восстановления по письменным историкам и археологическим данным следующих концепций религии: теологических, философских, социальных и даже психологических. Эти концепции взаимосвязаны, влияют друг на друга, заимствуют друг у друга определенные идеи. Согласно этому положению индоарийскую религию можно рассматривать как определенную систему, цельный комплекс религиозно-философских представлений и соответствующих им культовых действий. Вырисовывается сложная философско-мировоззренческая проблема разрешения конфликта между жизнью и смертью. Именно погребальных ритуал, а в конечном итоге определенный комплекс действий, помогал человеку ассимилировать глубинные движения души, скрытые мощные энергии, обеспечивая таким образом развитие личности. Именно на принятых в древних индоиранских религиях представлениях о существовании трех миров - плотного, тонкого и огненного и о вертикальной эволюции человечества основаны более поздние религии индуизма

Такие религиозные верования существовали на территории лесостепного Поволжья, возможно, до XIV в. до н. э. то есть до появления на этой территории иных археологических памятников.

Раскопанные поселения позднего бронзового века не позволяют сделать выводы о каких-либо религиозных представлениях. Вероятнее всего, могильник был единственным культовым местом, где совершались все религиозные действия. Только в единственном случае в Зауралье рядом с могильником Синташта археологами было раскопано сооружение, которое основной исследователь памятника Г.Б.Зданович интерпретирует как храм-святилище. Сооружение представляло собой девятиступенчатую пирамиду с основанием 78 м. и высотой более 9 м., увенчанную сверху куполом и священным столбом - древом жизни". На поверхности площадок каждого яруса около возведенных здесь столбов, символов "древа жизни", совершались обряды и взводились священные костры. Этот храм-святилище был величественным сооружением и возводился длительное время. По-видимому, в его строительстве принимало участие все взрослое население поселка.

Возможно, новые археологические исследования позволят продолжить дальнейшее изучение религиозных представлений древних индоиранцев.

Алла Семенова



назад

Hosted by uCoz