Воспоминания потомков Букатина



К. М. Перфильева
ДОКЛАД
об астраханских казаках
по воспоминаниям потомков
Букатиных, Перфильевых,
Гончаровых и других астраханских казаков хутора Букатина Царицынского уезда (с 1870 г.)
город Волгоград - Краснослободск 1995 - 1997


Не будешь знать прошлого, Не будешь ценить настоящее.
(пословица)

В 1590 г. существовало казачье войско из 100 человек, на которых возлагалась стража г. Царицына.

В 1730 г. для сыска воров, разбойников и беглых в крае образовано войсковое подразделение (отряд) - волжские казаки, которые жили на крутом правом берегу реки Волги. Служить казаку полагалось до тех пор, пока хватало сил. И только по болезни или дряхлости увольняли казака в отставку.

Казак (но определению Даля В. И.) - это войсковой обыватель, поселенный воин, принадлежавший к особому сословию воинов легкого конного войска, обязанного на окраине Руси служить по найму на своих конях, в своей одежде и вооружении. Казак - глаза и уши армии.

А БСЭ определяет:
Казак - удалец, вольный человек. Казак, порвавший со своей солдатской средой, на окраине Руси освободился от тягла войсковых обязанностей и работает по найму на различных промышленных и сельскохозяйственных участках хозяйства Руси.

В 1920 году казачество, как сословие армии и населения, было запрещено декретом, подписанным В. И. Лениным.

И вот вновь с 1992 года возрождается казачество, существовавшее на Руси почти IV века. Я буду говорить об астраханских казаках хутора Букатина, основанного Агеем Николаевичем Букатиным (в 1922 году хутор Букатин был переименован в поселок Красная Слобода, в 1957 году он был переименован в город Краснослободск сельского подчинения и ныне так значащего). Хутор Букатина расположен на левом берегу реки Волги при Царицынском затоне. Левый берег реки Волги пологий, с большим числом озер, рек, притоков р.Волги.

В 1870 г. наступила нога астраханского казака в отставке в возрасте 60 лет на землю Заволжья. И он был очарован красотой, местностью, богатством хутора, где решил жить с семьей, со своими 4 сыновьями. Умер Агей Николаевич - первый астраханский казак - в 1916 году в возрасте 116 лет. награжденным медалью за переселение в хутор Букатина.

В 1870 году царицинские казаки от Астраханского правлении войска получили 3500 десятин юртовых земель в Заволжье, и стали казаки переселяться из города в хутор Букатина. Вторыми в хутор Букатина в 1872 году приехали Перфильевы - казаки Астраханского войска во главе с Алексеем Павловичем и его 3 сыновьями и дочерьми. Жили вначале в землянках, но затем стали строить себе дома. По нечетной стороне возвышались дома Букатиных, по чет-нон стороне - 4 дома Перфильевых. Так возникла первая центральная улица имени Букатиных в хуторе Букатина. Дома строили высокие, скатом крыши на две стороны и на четыре ската (круглые дома). Дома возводились из бревен, между которыми была протыкана пакля. Наш дом Перфильева Михаила Лукича был по улице Букатина на 3 окна, веранда, (6 комнат. 120 м кв. низы для хозяйских служб (там хранили бочки с солениями, мочением фруктов, банки с вареньем). Крыша была 2-х скатовая; дом Перфильева Константина Лукича. был в 4 ската (круглый дом), на 4 комнаты.

При доме было от 2 до 10 десятин и более земли (в зависимости от количества членов семьи). И потом возводили кухни с русскими печами, обмазанные глиной, бани, рубленные из дубового леса, амбары тесовые для хранения сена, корма для животных, конюшни для крупного рогатого скота, лошадей, свинарники, курятники, овчарни, колодцы, выкопанные вглубь земли до 7-10 метров, заложенные дубовым рубленым лесом, ворота, калитки тесовые, заборы из плетня, а позже из рейки и досок. Перед домом обязательно палисадник с деревьями, цветущими и травянистыми цветами летом. Все это и у папы, и у дяди Кости в 1929-30 годах было незаконно конфисковано, то есть они были раскулачены.

Правление казаков выделяло казакам удобные земли 3/4 десятины под огород, 1-2 десятины под сад, 1 десятину под бахчи и картошку. Подушная норма под покосы по 1 десятине леса для рубки на дрова. Для плетней станичное правление казаков выделяло по десятине поросшего ивняка на о. Голодном.

Казаки имели 2-3 лошади: 1 строевую и 2 рабочие; 2-3 коровы, 3-4 свиньи. до 10-20 овец, до 50 кур, гусей, уток. Семьи были большие, детей было 8-10 • человек. Казаки - трудолюбивые, много работали сами, их жены и взрослые дети. А потому казаки были зажиточные, но типа помещиков, очень богатых не было. Власть на хуторе Букатина сосредотачивалась в руках выборного хутор- ского атамана, был писарь и 2 дежурных казака, которых атаман назначал по очереди среди казаков. Заволжская сторона требовала много сил. энергии, вы-думки и сноровки. И поэтому потянулись в хутор Букатина Вязигин. Епифанов, Шапошников, Кутепов, Куржков, Гончаровы, Набатовы, Кошечкины, Изюмские. Гончаров Петр Васильевич - первый атаман хутора Букатина. Так рос хутор Букатина из семей казаков. Казаки, большие сторонники сохранения родословной, поэтому рядом строили дома братья, сестры, однофамильцы, родственники. Астраханские казаки в семьях (отцы, дяди) воспитывали дружеские отношения, взаимовыручку, взаимопомощь между сыновьями, племянниками.

А.Н. Букатин уже в 1871 году рассадил сад по правую сторону р. Судомойка и был удивлен плодовитости яблонь, груш. Поэтому 4 сына Букатина рассадили еще 4 сада.

Перфильев Лука Алексеевич, мой дед, с сыновьями Михаилом, Константином и Николаем рассадили сад по Левую сторону р. Судомойка и р. Верблюда. Сад моего папы был на 5га, поливали сад чигирем с участием рабочих лошадей. Сады Перфильевых были гибридизированы И как мне рассказывал ныне здравствующий Михаил Петрович Букатин, внук Агея Николаевича, ему сейчас 89 лет, что они завидовали Перфильевым, которые могли к одному дереву сада подходить за сбором плодов 2 раза в год: летом - за яблоками анисовыми и осенью - за яблоками сарепка, антоновка, т. е. на 1 стебле яблонь, груш в саду Перфильевых было 2-3 сорта яблонь, груш. Астраханские казаки во многом по характеру отличаются от казаков других местностей своей мягкостью, призем-ленностыо, лояльностью, и сказалось то, что казаку в армии не разрешали много говорить по уставу. И жили они по пословицам: "Выше батьки в пекло не лезь", "Ешь вареное, слушай говореное". Но свободолюбие, независимость гордость, неумение жить при коленопреклонении, с опущенной головой - тоже характерно для астраханских казаков. Казаки не участвовали в общественной жизни, не митинговали, они просто работали, созидали, жили в труде уже своей семьи, для ее благополучия, ни на кого не надеясь, ни у кого ничего не прося. И царило среди астраханских казаков и их же мнение, если ты беден, значит, плохо и мало работаешь. А поэтому зажиточных казаков к 1914 г. было 11%, полузажиточных - 32% и недостаточно зажиточных - 56%.

Казаки очень любили животных. Мы, дети, были свидетелями, как дядя Костя и мой папа, Михаил Лукич, любовно чесали лошадей, коров, почесывали им хвосты, потом положат голову на тело лошади, а она в свою очередь виляет хвостом в любви к хозяину. Животных хорошо кормили сеном, зерном, зимой поили теплой водой.

Астраханские казаки шашки не могли применять по военному уставу в мирное время, иначе - военный суд, вплоть до смертной казни. Среди казаков не было драк, антагонизма. Атаман станичный ровнял казаков, делил между казаками плодородные земли поровну и всё выделял по справедливости. Другое население, не казачье, было несколько принижено, но они терпеливо к этому относились. У казаков были привилегии, утвержденные уставом и станичным правлением. Казаки, в основном, были извозчики. Им часто приходилось переезжать в город Царицын через паром. Если другие извозчики занимали очередь на первый паром с 3-х часов ночи, то казаки приезжали к парому к началу посадки - к 5-ти часам утра. По договору пароходства со станичным правлением казаков первыми паром занимали казаки и проезжали первыми, минуя очередь других неказачьих извозчиков, и платили за провоз семьи 2 копейки, а за груз - 15 копеек, а другие за то же платили 5 копеек, а за груз -25 копеек. Капитаном на баркасе "Ерик", который вел паром, был Стриженов Андрей Павлович - астраханский казак. И в шутку он говорил казакам-извозчикам: "Вы - водители земных кобыл, я - водитель водной кобылы - "Ерик".

Астраханские казаки не только рассаживали сады, но имели и специализировались на посевах злаковых, виноградников, плантаций (помидоры, огурцы, морковь, свекла, редька, редиска), бахчевых, картофеля. Избытки продукции казаки продавали и в хуторе Букатина, но чаще вывозили в город Царицын. Это выгоднее: и быстро продавали, и сразу кучкой деньги в руках.

Так, за пуд яблок брали 1 руб.50 коп. - 2 руб.10 коп, а сотня - 1 руб.20 коп. - 1 руб. 50 коп. Продавали рыбу, зерно, арбузы, виноград по принципу: "Лучший товар - покупателю". Рыбу крупную, жирную - продавал, мелкую - себе. В среднем казаки получали до 420 руб. в год дохода на семью в 8 человек. Но и в городе же покупали соль, спички, керосин (использовали керосинки, примусы, лампы), постельные ткани, ткани на брюки, рубашки, платья, обувь, одежду для взрослых и детей (но очень традиционно было передавать одежду детей младшим, в семье и родственных семей), гвозди, подковы, ремни, вожжи, деготь, отруби, ячмень.

Зимой казаки ездили по Волге, которая замерзла, и толщина льда была в 3-4 метра с декабря по март. И тогда можно было возить лес, доски, плетеные корзины, зембели. Все это казаки делали сами, своими руками. Астраханские казаки очень трудолюбивые. Ни одна минута в их жизни не пропадала даром. Казаки все из дела, из созидания. Ведь они не только строили дома себе своими руками, но и вся обстановка в доме сделана хозяином - казаком. И в зависимости от тонкости натуры - тщательно вытесано близко к фабричным образцам, или грубовато, неотесанно, но главное, его, казака, руками. А это и столы, и стулья, и табуретки (коллективные скамейки и одиночные), и горки и тумбочки для цветов, гардеробы и полочки для посуды, комод. Или такой пример. Поскольку хутор Букатина был окружен озерами, реками, ериками, то берега их сплошь покрыты ежевичником. Ежевика - крупная чудная ягода. И собирать ее выезжала вся семья на подводе. Бабы собирали ягоды, казак - накормил лошадь, йотом готовил обед, и меньшие дети были при казаке, который и ухаживал за детьми и укладывал спать, и занимался постирушками, и также увлекался сбором ягод, т. е. казак не спал, а в напряженности трудился. Возвращались домой поздно, и новая работа по уходу и кормлению животных, по приготовлению ужина и определению до дела собранного урожая ежевичных ягод, из которых варили варенье, сушили на зиму впрок, продавали в городе, за горшок (крынка) - 3 кг - 50 кон. Или кубышка на 2 кг - 30 коп. Астраханские казаки не носили усов, бороды, прическа была типа "политика" - зачес волос назад, или зачес набок - "люби меня", курили очень редко. Курение не было распространено среди них.

Астраханские казаки в семьях называли детей но церковному календарю. Так мой папа и сын Букатина Петра родились в ноябре. В это время центральным именем было Михаил. Моего папу назвали Михаилом Лукичом, Букатины - Михаилом Петровичем. А Михаил-архистратиг, главнокомандующий воин среди богов.

В обычное время казаки носили обычную одежду, форму, мундир не носили. И лишь одному казаку Гончарову Алексею разрешали всегда носить мундир и награды. Ему отдавали честь даже офицеры и сам атаман, потому что в турецкую войну он получил 4 Георгиевских креста, 30 - за храбрость и честное служение царю. Умер он в возрасте 111 лет.

Зазнайства и горячности среди астраханских казаков не было: ни среди взрослых, ни среди детей. И лишь стычки казаков молодых были с пароходской молодежью в зимнее время из-за девчат, которые предпочитали "золотые пуговицы" пароходских ребят тусклой одежде казаков.

Астраханские казаки женились после службы в армии в возрасте 25-30 лет, на городских мещанках. Мой папа, Перфильев Михаил Лукич, женился на дочери предпринимателя рыбного завода (до 1917 г.), а потом ставшей сиротой с двумя братьями Петром и Григорием. Была пышная свадьба, венчание в церкви. Маме, Быковой Анне Петровне, был 21 год в 1928 г. в феврале. Михаил Петрович Букатин женился на девушке, приехавшей из Нижнего Новгорода на работу на судоремзавод, Елене Васильевне - в 1936 г.

Казаки хутора Букатина женились и на местных казачках из соседних семей. Но домашний быт в таких семьях резко разнился. В нашей семье в доме был ежедневный праздничный уют. Было много салфеток на столике перед зеркалом, на тумбочках для цветов, на шкафе, в горке, на комоде. На койках были простыни с подзорами и цветные покрывала, в тон которого были наволочки на подушках и думочках. Тканые гарнитуры менялись в зависимости от сезона года. Цветные (розовые, салатные, голубые, сиреневые) - летом, более спокойные, однотонные - зимой. Также празднично убраны все комнаты в доме Букатиных. Сейчас, Еленой Васильевной, несмотря на ее почтенный возраст -82 года: и гардины с занавесками на окнах, и шторы на дверях между комнатами в доме, ковры на стенках и на полу. В доме казачек было более скудно. Салфеток не было, но иконы всегда одеты полотенцами с вышивкой и вязанием. .А койки заправлены простынью с подзорником, связанным казачкой кружевами, крючком, занавески и короткие гардины были тоже связаны крючком упрощенного рисунка. Цветов в комнатах не было.

В нашем доме иконы были в красивых "ящиках", остекленных и убранных внутри "ящичка" восковыми белыми цветами. Великолепно и красиво выглядели такие иконы в переднем углу зала дома. Лампы керосиновые на красивых подставках и обязательно с хрустальными абажурами. Папа-казак очень любил праздничный тон в нашем доме и поддерживал красоту и чистоту в комнатах дома.

Одежда у казаков хутора Букатина была на городской лад: у папы толстовка из бархата или вельвета, были летние льняные и зимние шерстяные габардиновые костюмы. Выли туфли и сапоги. Зимняя одежда в виде пальто с каракулевым воротником и такая же каракулевая шапка-ушанка и шапка-гоголь. У мамы вся одежда была в городском стиле, по городской моде. Шелк, гипюр, бархат - это главные ткани для модных платьев мамы, туфли на тонком каблуке, гусары, зимой - валенки, ботинки. Красивые пальто из шерсти и с воротником из меха крота. Платки были из пуха, весенне-осенние платки - шелковые, ажурные (их я сдала в музей краеведения г.Волгограда в 1985 году).

Дети казаков в садики и ясли не ходили, они дома воспитывались женами-матерями, которые не работали и занимались уходом за животными, домашней работой и воспитывали детей. Но делами все это честно, по совести. Астраханский казак жил со своей женой до своей смерти. Так, мой папа прожил с мамой 47 лет (умер в 1975 г.) и никогда не было разногласий в нашей семье. Они все делали удивительно гармонично. Если папа поливал огород - мама перепалывала грядки от сорняков, если папа рубил дрова - мама их укладывала в сарае, если папа читал книги, газеты - мама что-то чинила, вышивали. Хотя с приходом к власти в стране большевиков и их репрессий над кулаками в нашей семье с 1929 года было много горя, слез, побоев, унижений и уничтожений. Но мама всегда была рядом с папой. С ним несла крест презрении казаков, но были они непреклонны и верили в жизнь. В нашем доме царили любовь, полное понимание друг друга, не было своры, скандалов.

Михаил Петрович Букатин с Еленой Васильевной прожили уже до платиновой свадьбы. В 1997 году в марте - 60 лет их совместной жизни. И до сих пор они "Мишенька", "Леночка", "Леночек" - влюблены как юные.

Для астраханского казака характерно - однолюбие. Отец Михаила Петровича, Петр Агеевич похоронил свою жену и повторно женился лишь через 5 лет и на молодой. У Михаила Петровича есть брат от позднего повторного брака отца, годный ему в сыновья.

В хуторе Букатина была и есть Никольская церковь. Астраханские казаки верующие, но не страстно божественные, очень занятые делом, они мало времени находили на посещение церкви. Лишь в большие праздники: Покров, Пасха, Рождество, Троица проходили в присутствии казаков. Казачки и жены казаков с детьми чаще посещали церковные богослужения. При церкви на хуторе Букатина была церковно-приходская школа на 4 класса. В одной комнате на стене висел портрет царя Николая II, был стол для учителя и парты в 2 ряда. На одном ряду учились учащиеся 1 класса, на втором - 3 класса. Во вторую смену на этих же рядах учились учащиеся 2-го и 4-го классов. Первой учительницей была Перфильева Анастасия Михайловна - дочь казака. Учились вначале одни мальчики, а с 1911 года было разрешено обучаться и девочкам. Уроки начинались с пения молитвы "Отче наш", "Боже царя храни". Стоя, исполняли молитвы, затем начинались уроки по 45 минут. Батюшка из мальчиков с хорошими звонкими голосами образовывал хор мальчиков для службы в церкви. Казаки-дети были послушны к батюшке, учительнице и родителям. И если какой-то казачок с чем-то не согласен и хотел бы выразить свое несогласие, то батюшка линейкой по лбу - требовал молчать. Учительница к непо-слухменному давала наказание - оставляла без обеда. Без обеда оставался и казачок, если не носил на шее крестик. Безобедники помогали техничке мыть полы, окна, наливать чернила в чернильницы-непроливайки, керосин - в лампы. Безобедники и находили время учить уроки. Дети-безобедники были под наблюдением технички. Были по 2-3 часа сверх нормы школьного времени. Мой папа был очень подвижным. От избытка сил он не мог долго сидеть за партой. И были случаи, когда он или уходил с уроков, или совсем не являлся в школу (как рассказывала мне тетя Маша Власова, обучающаяся с напой. Папа, будучи мальчишкой, не балбесничал). Он очень любил лошадь и ездил верхом вскачь к любимому им саду, особенно в весеннее время, когда сад утопал в цвету, и осенью, когда сад тонул в изобилии плодов. Кажется, не было для любимого сада и вредителей, и воров. Дети казаков учились бесплатно.

До 1914 года ежегодно в хуторе Букатина проходили смотры казаков Астраханского войска. Присутствовали на смотре станичный атаман и его правление, представитель Астраханского войска и станичное начальство. Летом на площади перед зданием казачьего правления выстраивались казаки от 15 до 45 лет, стоящие на учете Астраханского войска. На последних смотрах в 1914 г. был мой дядя Костя. Ему было 16 лот, и мой папа - ему было 12 лет, но рослый, здоровый - ему, как исключение, разрешили быть на смотре. Тем более, что Лука Алексеевич - отец моего папы, зажиточный казак, приготовил своим сыновьям и обмундирование, и лошадей, и оружие (винтовки и шашки).

Все казаки выстраивались по одному перед зданием на площади. Перед казаком был вещевой сундук, позади лошадь. Казаки одевались в строю по форме сезона. И как рассказывали казаки Воинов П. В., Букатин Н. П., Гончаров, хорунжий выкрикивал: "Мундир!". Все казаки, стоящие в шеренге, быстро открывали сундук и вынимали мундир. Такая процедура была до тех пор, пока все содержимое сундука казаки продемонстрируют по команде хорунжего. Затем устраивали скачки - это грандиозное зрелище. Мой папа был не только здоровый, но и гибкий, и делал на скачках даже цирковые движения на лошади.

Казаки ни на праздниках, ни даже после таких смотров не выпивали спиртного. Ну, если 1 рюмочку! Пьянство для казаков было осуждаемо. Но очень любили казаки такие напитки: калмыцкий чай с молоком присоленный, квас, кислое молоко, мед арбузный, И, как вспоминает при опросе казаков Венц А. А., "казаки и все население увидели Лепехина и Гончарова Илью пьяными в устиль. Они стояли, не сидели на подводах и били своих лошадей плетью, чтобы их везли стремительно. При такой езде недалеко и до беды - убить прохожего, да и самому можно убиться. И над ними был суд осуждения за пьянство, выразившийся в следующем: сажали казака на землю и встряхивали его поной о землю несколько раз. Розги и другие методы для непослушных астраханских казаков не применяли. Больше Лепехина и Гончарова пьяными никто не видел. Казаки хутора Букатина любили читать. Общественной библиотеки не было. И каждый казак для себя, для своей семьи приобретал литературу. Это были церковные книги: Евангелие, Библии, псалмы, художественная литература. У нас были несколько томов Л. Н. Толстого, Лескова, Куприна, Гоголя. Были и книги чисто казачьего низкого качества "Под власть тьмы", "Цирковный роман Соколова", "Бабушка Марфа" (так как вместе с фельдшером ни хуторе обязательно была и ценилась бабка-повитуха), "Белый генерал Глебов", "Поход ни Афганцев и бой на Кушке". В домах были ц картины на стенах на религиозные темы, иконы и картины о природе местных казаков художников и городских художников г. Царицына. Казаки очень много трудились в течение суток по 10-12 часов, не знали суббот, воскресений. Жены обычно не работали в общественных местах и зарплату не получали. Но если умирал казак, то казачка-жена не жениха себе искала, а начинала работать извозчиком. Так, Македонов в своей книге "Хозяйственное положение астраханского казачьего войска" 1906 г. издания пишет, что в хуторе Букатина существенное место занимает квартирное извозчество, т. к. в затон приходят на зимовку до 60 баркасов, пароходов, барж. Работники этих видов пароходства снимали квартиры у казаков и других жителей хутора Букатина. Так , если перевезти квартиранта от парохода до Лазановых - 200 метров, извозчику платили 50 коп., если квартиру снимали в конце ул. Букатина - до 600-800 м - 1 руб. За ноябрь, когда пароходских квартирантов привозили на квартиры и за март, когда па-роходскнх из квартир перевозили к пароходам, извозчики-казаки и казачки получали доход, достаточный на год семье в 6-8 человек. Если казачке, оставались вдовой, то она в зимнее время группировала девчат в бригады, и нанимались мыть баржи, пароходы, буксиры. Обязательной принадлежностью казака-извозчика был красный кушак, оборачивающий пояс казака в 2-3 раза. Таким поясом казак отличался от других извозчиков не казаков. У папы был еще праздничный кушак - ремень из толстой ткани с бляхами, с разноцветны-ми прозрачными стеклянными глазками. Я хорошо помню этот ремень, который он одевал (по его словам) только в праздничные дни. Я и другие мои братики-сестры лишь разрушали такой ремень, выковыривая из бляшек цветные стеклянные разнооформленные глазки.

Астраханские казаки редко, но отдыхали. Зимой после Рождества собирались вечеринки, пели, играли на гитаре, мандолине, танцевали. В богатых семьях звенели песни под пианино. Зимой устраивали катанье на салазках с гор к затону и любимым были оледенелые кизы с ямкой для сиденья. Строили карусели для катания на салазках по обледенелой дорожке. С декабря нам строил папа и дядя Костя такие карусели, и мы, дети и взрослые, на салазках катались. Один через палку крутил колесо, на которое крепились лучевые палки, на которые привязывались салазки по 4-5 штук. Весной после пасхи играли в лапту, горелки, кошки-мышки. На масленицу на главной улице Букатина устраивали катанье на разукрашенных подводах и бренчах.

На большие праздники (Пасху, Рождество) ходили по домам псаломщики, дьяконы, сам батюшка бывал только в богатых семьях - Букатиных, Перфильевых Опрокидывал по рюмочке, закусывал, участвовал в плясках и пении. Устраивали и складчины. Так, к дяде Косте или к нам, по ул. Октябрьской, 2, 4. приходили все члены большой семьи Перфильевых. Бывало на складчинах по 22-25 человек. Семьи приходили вместе с детьми. Я очень любила такие встречи со своими сестрами и братиками. Столы были переполнены жареным мясом, птицей, свининой, пирогами, плюшками, вареньем разносортным, солениями, мочеными яблоками. Тогда солили огурцы, капусту, помидоры в бочках и хранили в погребах, заполненных льдом. И каждая семья приносила что-то свое на вкусовые смотрины всем, чтобы получить хвалу. Выпивали вино собственного производ-ства с садов, но очень немного. Больше говорили, пели и плясали. Ведущим плясуном был казак дядя Костя. Главным солистом был мой папа. Пели русские народные и модные тогда песни: "Степь да степь", "По диким степям Забайкалья", "Когда б имел златые горы", "Шумел камыш", "Накинув плащ". Так, начинали гулять с 4 часов дня до глубокой ночи. Все кушали, хвалили, пели, плясали. У нас, у детей, тоже был свой стол праздничный с чаем, вареньем, пирогами, плюшками. Все это, на городской лад. Мы, дети, поднимали своп детские чашки с чаем и кричали заздравные пожелания, чокались, пили чай и играли, смеялись и радовались встрече родных и близких. Мы плясали по-русски. Часов в 8 вечера нас родители укладывали спать на сундуки, постели валетом, чтобы мы не мешали взрослым. Дети обычно играли в альчики, казанки, бабки, шашки. Никогда не было скандалов, недовольных, хотя сестры, а их было 5 у папы, вышли замуж не за казаков. Казаки умели сдружаться на таких складчинах, и потому веселье лилось до глубокой ночи, порою и всю ночь.

Астраханские казаки очень преданы воинской повинности. Если начиналась война, то по казачьему уставу, дежурный казак садился на лошадь и скакал по улицам днем с красным фонарем. Второй дежурный казак скакал с таким же атрибутом по займищу, где расположены сады, бахчи, плантации, шел сенокос, где могли быть сосредоточены на работе казаки. Завидев оповестителя, казак обязан сейчас же явиться в казачье хуторское правление. Так оповестили о начале войны в 1914 году, в августе - первой мировой войны. Тогда казак бросал все хозяйство, и оно порою, если в семье казака не было взрослого сына, приходило в упадок, благосостояние семьи очень от этого страдало. Казак на 8 человек получал 420-425 рублей в год. Так, дядя Костя ушел в Армию казаком и служил в белой Армии с 1916 по 1922 гг. За что и пострадал, в 1937 году был тройкой осуждён на 10 лет и умер в самарской тюрьме в 1942 году. Папа ушел в армию вначале в белую, но вскоре перешел кавалеристом в Армию Буденного, где проявлял храбрость, смелость и был награжден, и самим С. М. Буденным вручен Орден Красной Звезды, изъятый при обыске милиционерами в 1937 г., а папа был репрессирован.

Астраханские казаки никогда не предавали друг друга, не выдавали казака, и предателями были среди казачьего населения инородное, неказачье население, которое завидовало привилегиям казаков и по земле, и но переезду через Волгу, и по цене переезда. И теперь мне все больше понятны слова папы, записанные в Агентурной справке "Казаки", заведенной в Красной Слободе 1 апреля 1936 г. Папа говорил: "Было время, когда зажиточным казакам была привилегия, а теперь вот забрали землю и волю казачью и властвуют над нами". А зажиточный казак, каким считали моего папу и дядю Костю - это великий труженик, имеющий дом в 120-140 кв. м., полное хозяйство из животных (коровы, телята, лошади, жеребята, овцы), куры, сады, все строения для этих животных, все оборудование для рыболовства, охоты и умение реализовать часть продукции, животных и садов через рынки и ларьки. И все это они делали своим умом, руками, душою. А наемную силу использовали лишь сезонно (по уходу за животными и сбору плодов в саду и уходу, поливу деревьев в саду). Среди казаков были различные специалисты. Это и стражники, и полицейские, и музыканты, и бондари (бочки были очень нужны в казачьих семьях. И делали их из дуба. Дубовые бочки - и долговечные, и придают терпкий вкус и огурцам, и помидорам, и яблокам). Были казаки сапожниками, тем более, что каждый казак-отец своим сыновьям заранее готовил сапоги для службы в Армии. Были и портные, которые шили шинели, мундиры, рубашки. Были и портные для мирного населения, изготавливающие платья, костюмы, рубашки, пиджаки.

С 1914 г. среди молодежи начался отток от сельскохозяйственных работ, и они устраивались на предприятия города Царицына. А в 1916 г. в хутор Букатина приехал промышленник Фингал, и он построил механические мастерские, куда казаки стали устраиваться по ремонту судов. Они-то и образовывали класс бедных ремесленников - пролетариат.

Астраханские казаки - свободолюбивые, гордые и никогда не выполняли задание другого, а этого другого обязывал подчиниться ему. Так, уже в 89-летнем возрасте Михаил Петрович Букатин этим летом на просьбу музейных работников сделать так, как они его обязывали. Но уходя, работники музея спросили: "Так Вы согласны?". Михаил Петрович сказал: "Нет, Вы приедете ко мне тогда-то (когда музейным работникам было не очень удобно)". Но с Михаилом Петровичем согласились. Все пошло так, как сказал Михаил Петрович Букатин - человек сильный и волевой, не покорный на сговор с любой девчушкой. И, хотя казачество было растоптано в 1920 г., но то, что с детства заложено, никуда не отбросить. Так, мой пана был большой сторонник казачьих традиций. Негласно, но мама приучила себя жить с казаком, делать по-казачьим традициям, которые папа вселял маме с первых дней замужества. И вот я купила квартиру в 1963 г. Папа сидел на кухне за обеденным столом, который он сам сделал. И я оставила этот стол на кухне. Я готовила ужин и шинковали капусту, лук, морковь на железной эмалированной плоской тарелке. Пана сказал: "Дочь, ты нарушаешь традиции казака. Казак и дома, и на выезде, на рыбалке, на охоте шинковал на панированной доске, а ты - на тарелке. Не тоже!" Сделал мне доску, он точил ее. Доска получилась на славу. Но я опять шинковала на эмалированной тарелке. Пана вторично оказался свидетелем моего предательства традициям казаков. Он уже не убеждал меня, а опустил голову и сделал выражение лица - вот-вот заплачет.

Только теперь мне понятно, как сильны в моем папе традиции казачества хутора Букатина.

И когда он присутствовал на складчинах с участием моих друзей и моего мужа, то солистом был именно он. Он требовал петь так, как принято у астраханских казаков. У астраханских казаков не было каких-то отклонений в речи, в ударениях в словах: говор их городской - царицынский. И вот теперь, когда я реабилитировала своего папу, Перфильева Михаила Лукича, то областная прокуратура разрешила мне ознакомиться с "Агентурной справкой казака", основанной в 1936 г. 1 апреля, то вижу, что самых трудолюбивых, честных, совестливых, порядочных людей земли русской уничтожили склочники, клеветники, неизменное отрепье типа Колесникова, Байбакова (оба не казаки, а пришлые), которые были членами правления колхоза "Новая жизнь", были активными ворами, сволочами, и они-то и топили Казаков - людей с большой буквы хутора Букатина. Всех казаков забрали в 1937 г. Осудили тройкой на 10 лет. Некоторые вернулись (Вязигин - в 1947 г., Изюмский - в 1948 г.). Но вскоре опять ни за что их осудили. Так, на моих глазах все казаки были уничтожены и остались лишь потомки, которые очень мало что знают о традициях астраханских казаков Астраханского казачьего войска.

И хочется еще привести некоторые финансовые данные казаков начала века XX.

Квартиру сдавали пароходским за ноябрь-март за 150 руб. Лошадь казак мог продать по цене 40-60 руб. Хорошая рабочая лошадь - 75 руб., корова - от 85 до 100 руб., овцы парой - 10-12 руб., ежевика за 10 фунтов - 60-70 коп. Лодку можно продать казаку за 25-30 руб., 200 сажень сетей - 20 руб., рыболовецкие бахилы -14 руб. Годовой доход богатых казаков составлял 7000 руб., расход годовой -6000 руб. Такие данные приводит Македонов в книге "Хозяйственное положение астраханского казачьего войска" 1906 года издания Санкт-Петербургской типографии Фроловой.

Хутор Букатина пережил 2 больших события. В 1912 г. был сильный пожар, почти полхутора сгорело. И поскольку казаки очень взаимодружныс, быстро восстановили и дома, и надворные постройки каждому казаку. Строили всем хутором с участием атамана и станичного правления.

Второе горе - это наводнение в 1926 г., когда затоплены были дома, много скота погибло, были и смертные случаи среди казаков и их детей.

Слава Вам, казачество! Храни Бог, Вас, казаков, на благо и богатство и безопасность России.



ЛИТЕРАТУРА:
1. Македонов "Хозяйственное положение Астраханского казачьего войска (промыслы, население), 1960 г.
2. Скворцов "Опыт исследования экономического положения станиц Астра ханского казачьего войска", 1897 г.
3. Венц "Воспоминания по истории г. Краснослободска 1870-1930 г.г", 1972 г.
4. Газета "Астраханский вестник", .№№ 2, 3, 1918 г.
5. Газета "Борьба", № 243 от 25.10.1918 г.
6. Газета "Астраханский вестник", № 11, 1914 г.
7. Бирюков "Астраханское казачество", 1904 г.
8. Большая Советская энциклопедия, т. 11, стр. 134.
9. Даль В. И. "Толковый словарь", стр. 510.
10. Ленин В. И., т. 16, стр. 315-316.
11. Хорошкин "Казачьи войска", СПБ, 1918 г.
12. Агентурная справка "Казаки" 01.04.1936 г.


назад

Hosted by uCoz